
Неравномерность развития или профилактика у детей нарушений работы мозга.
«Ребёнок ещё не говорит, а его сверстники уже во всю, он ещё только манипулирует предметами, а его сверстники играют в режиссёрские игры… Что происходит?! Я ужасно волнуюсь и переживаю за его развитие. Но зато как он собирает пазлы! В этом ему нет равных, он явно обгоняет в этом своих сверстников! Может быть тогда всё не так уж и плохо? Как разобраться, всё ли нормально с развитием моего ребёнка?»
Неравномерное развитие
Часто мы слышим про неравномерное развитие у детей с особенностями в развитии, я и сама о нём говорю. Но давайте подумаем , а так ли то, что особые дети отличаются от нейротипичных неравномерностью развития? Всё не так просто! Ведь неравномерность развития означает индивидуальные вариации развития функций у конкретного человека. И эти вариации могут быть как в прогрессирующем развитии, так и в развитии непривычном, не вписывающимся в социальные нормы, если мы, например, говорим о детях с РАС.
Неравномерность развития — это нормальное явление, но если слабые звенья компенсируются сильными и ребёнок развивается в сравнении с другими детьми примерно одинаково, если же этого не происходит, то возникают задержки в развитии каких либо функций, а эти задержки влекут за собой и задержки других функций, тогда получается такая картина — мы видим ребёнка с особенностями в развитии, он сильно или даже может быть не очень сильно, но явно выделяется среди своих сверстников и требует индивидуального подхода в обучении.
Почему так?
Почему у кого то компенсация более сильная и его считают нейротипичным ребёнком, а кому то приходиться стимулировать мозговую активность, заниматься по особой адаптивной программе? Конечно же, если не брать в учёт уж совсем тяжёлые нарушения в работе мозга, когда мы, например, имеем дело с тотальным поражением речевых зон, или отвечающих за моторную координацию , или ещё каких то других не менее важных участков мозга, тогда мы вполне можем рассчитывать, что при организации правильной среды, у ребёнка есть все шансы скомпенсироваться и выйти в норму. Знаете ли вы, что сейчас какие либо отклонения в развитии мозга насчитываются у 70-80 % детей? Это огромные пугающие цифры. В рамках этих цифр, попасть в норму, это вообще то лотерея. Ухудшение экологии, стрессы, однообразность влияний среды, отсутствие развивающих игр со сверстниками, повышение требований к образованию — всё это приводит к тому, что слабые звенья не компенсируются сильными и возникают сложности в развитии мозга. Даже уже скомпенсированые нарушения у детей при возрастании функциональных нагрузок могут оживиться (снова возникнуть) и проявиться в приостановке развития.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку?
Что же родители могут сделать со своей стороны, чтобы обеспечить необходимые условия для успешной компенсации мозга?
Во первых нужно помнить, что каждому возрастному периоду у ребёнка свойственно развитие определенных функций, и, например, учить ребёнка читать в три года, это всё равно как бежать впереди машины. Зачем учить ребёнка читать в тот период, в который ребенок должен играть в определенные игры, которые, как раз, будут способствовать более лёгкому и успешному обучению чтению в семь лет.
Во вторых — это режимные моменты. Некоторые родители не уделяют должного внимания режиму ребёнка, а это очень важно, и спать во время, и кушать во время, учится во время, не зависать в гаджетах в любое свободное время, а лучше делать гимнастику или просто ничего не делать — думать, размышлять, отдыхать.
В третьих — это индивидуальный подход в обучении. Ведь каждый ребенок, не только особенный, но и нейротипичный имеет свои особенности, так например, у одного ребёнка может трудно перерабатываться аудиальная информация, но при этом отлично работать зрительная, у другого, чтобы восприятие информации происходило успешно, нужна вестибулярная стимуляция, ну и т.д. и т.п. Соответственно, индивидуальный подход в обучении к каждому ребёнку во много раз сократил бы детскую неуспеваемость в школе, а мы бы дома видели более уверенных и спокойных детей.
В четвертых — спокойная принимающая обстановка дома. Невозможно в страхе и суете быть эффективным. Если ребёнок постоянно видит нервных, тревожных, злых родителей, он не может полноценно учиться, познавать мир.
В пятых — правильное питание, витамины, отдых на природе. Нехватка каких либо микроэлементов зачастую приводит к тем дефицитам, что мы можем видеть у отстающих детей. Ребёнок должен получать через еду, солнышко, своевременный отдых необходимую энергию для развития. Для полноценного роста нейронной сети ребёнку нужно всё вышеперечисленное, для компенсации мозга это играет огромное значение, и мы, взрослые, должны на сколько это возможно обеспечить детей всем необходимым для их нормального полноценного развития.

Детский психолог, дефектолог, музыкальный терапевт, специалист по выявлению и профилактике речевых нарушений у детей младенческого и раннего возраста, специалист по сенсорной интеграции.
Комментарии
Понимаю вашу заботу о развитии ребенка. Не всегда неравномерное развитие — это плохо. Может быть, ваш ребенок просто очень талантлив в чем-то конкретном, например, в сборке пазлов. Важно разбираться и поддерживать его в этом!